Кришнамачарья — учитель учителей

Содержание выпуска

00:26О чем и в каком формате будем говорить
01:10Почему Кришнамачарья
02:50Краткая справка о пути Кришнамачарьи в йоге
03:20Немного о легендах и зачем они нужны
07:01Видео 1938 года с Т. Кришнамачарьей и молодым БКС Аейнгаром
07:54Особенности школы Кришнамачарьи
12:15Из чего состояла практика хатха йоги
14:01О асанах, виньясах и английских офицерах
18:19Литературное наследие Кришнамачарьи

Заметки к выпуску

Транскрипция #

Почему мы обсуждаем Кришнамачарью, я думаю, никого не удивляет. Именно он учитель наших с вами учителей. Тех людей, которые изменили лицо хатха йоги и оказали огромное влияние на её популяризацию в западном мире: Паттабхи Джойс, Айенгар, Индра Деви и другие. Обо всех этих людях мы поговорим в последующих выпусках, а сейчас я предлагаю вернуться к истоку. Потому что, если бы не Кришнамачарья, хатха-йога сегодня наверняка существовала, но совершенно точно была какой-то другой.

Итак, Шри Тирумалай Кришнамачарья родился в южноиндийском штате Карнатака в конце XIX века, в 1888 году, и принадлежал к древнему браминскому роду. Это и обусловило его окружение, мировоззрение, воспитание и образование. На тот момент его семья проживала в Майсоре, южноиндийском городе, который сегодня является, так сказать, резиденцией главы школы айштанга-виньяса йоги или, как принято говорить сейчас, аштанга йоги – Шарата Джойса.

Учился Кришнамачарья около 20 лет. Получил традиционное браминское образование, имел степени по санскриту, индийской философии и аюрведе. Но всё это время он очень интересовался практикой хатха-йоги и занимался ею под руководством своего отца, после смерти которого он стал искать другого учителя.

Кришнамачарья путешествовал по Индии, занимался у разных людей, пока в возрасте почти 30 лет, возле озера Манносаровар, которое находится у подножия горы Кайлаш, не встретил своего основного учителя – гуру Шри Рамамохана Брахмачарья. Небольшое лирическое отступление: когда мы начинаем с вами разговор о таких полулегендарных личностях, известных, влиятельных, мы неминуемо влезаем в сферу различных мифов и сказаний. Очень многое из того, что о них известно, мы не можем ни доказать, ни подтвердить документально. Плюс как грибы после дождя, растут всякие легенды и рассказы о невероятных свершениях и феноменальных способностях. Это абсолютно нормальные и естественные вещи, так происходит не только в мире йоги, но и вокруг популярных, знаковых людей.

Почему тем не менее все эти легенды стоит знать? Во-первых, потому что это интересно. Во-вторых, что гораздо более важно, в них есть очень большое рациональное зерно. Когда мы не можем что-то чётко и достоверно подтвердить, именно это мифотворчество позволяет нам с вами проследить и понять истоки того или иного направления или стиля хатха-йоги. Поэтому когда мы будем говорить о Кришнамачарье, мы тоже с этим столкнёмся. Есть фактическая, достоверная информация, а есть много волшебных рассказов.

Учитель Кришнамачарьи, Шри Рамамохан Брахмачарья, и был той самой легендарной личностью. О нём ходило и ходит много самых разнообразных историй. Например, о том, что он был йогином высочайшей степени реализации, обладавший разными сиддхами. В частности, есть история о том, что он прожил в общей сложности несколько сотен лет. В любом случае это человек, который оказал на Кришнамачарью большое влияние. Под его руководством он учился около 7 лет. После чего был отослан им обратно домой, где женился, обзавёлся детьми и стал преподавать хатха-йогу всем желающим. Кроме того, Кришнамачарья заручился покровительством и поддержкой Махараджа, правителя Майсора, человека, который тоже интересовался практикой йоги. И уже, в свою очередь, про самого Кришнамачарью очень много существует историй о том, что действительно обладал некоторыми сверхспособностями. В частности, существует достаточно много свидетельств его учеников, что он мог останавливать сердцебиение на несколько минут. Проверить мы, конечно, это не можем, но совершенно точно, что невероятными глубокими знаниями, а также практическим опытом в йоге, он обладал. Это 100-процентный факт.

После смерти Махараджи Майсора, в начале 50-х годов, Кришнамачарья вместе со своей семьёй переехал в Мадрас, это нынешний Ченнай и столица южноиндийского штата Тамилнаду, где и жил всё оставшееся время, занимаясь тем же самым – учил людей йоге. А умер он в 1989 году, ему было больше 100 лет, прожил действительно долго. Йога, знаете ли, полезна для здоровья.

В связи с Махараджем Майсора хочу вам посоветовать один совершенно замечательный чёрно-белый немой фильм. Махарадж Майсора, кроме всего прочего, был человеком живо интересующимся современными технологическими новинками. И, в частности, прекрасным искусством кинематографии. Именно он в 1938 году снял очень интересный фильм, где Кришнамачарья, а также некоторые его молодые ученики, среди которых можно различить молодого Айенгара, делают различные асаны йоги. Какой-то практической ценности фильм не несёт, но смотреть его действительно интересно, исторический занимательнейший документ.

Итак, вернёмся к теории и практике, которой обучал Кришнамачарья. Чему он учил своих занимающихся? Во-первых, это был традиционный подход. То есть, цели, задачи, составляющий компонент практики йоги у Кришнамачарьи соответствовали тому, что написано в традиционных классических текстах. Кришнамачарья всячески выступал за распространение традиционного знания, индийской философии, санскрита, индуизма, воззрений йоги. Во-вторых, помимо этого, его подход можно назвать ещё и индивидуальным. Все ученики Кришнамачарьи говорят, что разных людей он обучал по-разному, и в смысле самих техник. С кем-то он больше разговаривал об индийской философии. С другим напирал на бхакти – поклонение божеству, религиозный компонент, с третьим – делал именно асаны, пранаямы и виньясы.

Кроме того, сам Кришнамачарья утверждал, что практика должна сильно различаться, так как все люди разные. И в зависимости от пола, возраста, особенностей физического и психического состояния практика будет неодинаковой. Есть очень интересный американский журнал. Его издаёт Эдди Штерн, преподаватель аштанга виньяса йоги из Америки. В одном из первых выпусков есть занимательное интервью, где Падабхи Джойсу, Айенгару и Дешикачару – это всё ученики Кришнамачарьи, а последний ещё и его сын – задают одинаковые вопросы о Кришнамачарье. Очень интересно читать их ответы. Потому что на некоторые вопросы они дают диаметрально противоположные ответы, разные вещи говорят. Это к вопросу об индивидуальном отношении и индивидуальном подходе.

Дальше, очень интересной и, наверное, сравнительно новой, особенностью (новой в том смысле, что это не встречается в классических текстах) было внимание к умственному и физическому здоровью. Очень много в своих книгах Кришнамачарья писал о, можно сказать, йоготерапии. Объяснял каким образом та или иная практика влияет на состояние физического тела и вообще всячески пытался распространить идею о том, что йога полезна для здоровья. Некоторые ученики Кришнамачарьи эту идею стали развивать дальше и основывали институты, где проводили довольно серьёзные исследования о влиянии техник хатха-йоги на профилактику и лечение различных заболеваний.

Кришнамачарья является одним из основателей такого популярного на сегодняшний день направления хатха-йоги как йоготерапии. Это безусловный факт. При всём при этом ещё раз подчеркну: у Кришнамачарьи нет места утилитаризму. Йога для него не какой-то инструмент или набор техник, которые позволяет каждому человеку достичь своих собственных целей. Йога у Кришнамачарьи – это именно духовная практика духовной реализации в полностью традиционном ключе, но с достаточно большим телесным компонентом, который, помимо всего прочего, оказывает хорошее влияние на здоровье ума и тела.

Из чего непосредственно состояла практика йоги у Кришнамачарьи? Много внимания Кришнамачарья уделял работе с телом: асанам и виньясам. Все асаны он разбил на несколько достаточно больших групп. Эти группы не нужно путать с жёсткими, чёткими последовательностями, как, например, в аштанга виньяса йоге. Эти группы были очень большие, абстрактные и у Кришнамачарьи нигде не встречается указание на то, что однозначно все асаны из этой группы нужно выполнять только в такой последовательности. Наоборот, Кришнамачарья советовал людям выбирать какие-то определённые позы из каждой конкретной группы в зависимости от своих целей, задач, состояния тела, ума и, вообще, самочувствия. Практиковать эти позы тоже можно было в абсолютно любой последовательности. То есть никаких чётких рекомендаций и жёстких серий у него не существовало.

Каждая асана фиксировалась довольно длительное время и много внимания уделялось дыханию, типу дыхания в той или иной позе. А также концентрации внимания и взгляд на определённых точках, та самая дришти. А также много Кришнамачарья говорил и писал о кумбхаках – задержках дыхания в асанах. К виньясам он относился просто совершенно замечательно. С его точки зрения, если человек асаны выполняет, а от виньяс воздерживается, то тело становится слабым и хилым. Именно виньясы, эти динамические последовательности, дают человеку необходимый запас энергии и сил.

Хочу вернуться к теории, высказанной Сьоманом и Синглтоном, о том, что сам принцип виньяс Кришнамачарья позаимствовал у тренировок английских офицеров. Это он мог видеть рядом с дворцом Махараджа Майсора. Каких-то однозначных утверждений здесь сделать невозможно. И сами Сьоман и Синглтон такого не делали. Они очень осторожно высказывали некоторые предположения о том, что могли быть определённые заимствования. Это вполне вероятно.

И действительно величие Кришнамачарьи ещё и в том, что определённые знания и умения он соединил с собственными наработками, может быть, с какими-то техниками, которые он почерпнул у тех же офицеров из Великобритании, и создал собственную, стройную систему. Но говорить, что принципы виньясы никогда до этого не существовали, нельзя. Во-первых, сам Кришнамачарья утверждал, что принцип виньяс всегда был в практике традиционной йоги. Правда, каких-то документальных свидетельств, древних текстов, в которых бы об этом говорилось, у нас действительно нет. И на данный момент нам нечего посмотреть и почитать на эту тему из классики. Во-вторых, в некоторых индийских храмах, когда проводится пуджа, богослужение, посвящённое Сурье, Богу Солнца, брамины выполняют некую последовательность движений, которую можно условно назвать Сурья Намаскар. Конечно, в этом случае во время пуджи, эта последовательность носит исключительно ритуальный характер. Это я к вопросу о том, что, наверное, сами индусы додумались, что определённые позы можно объединять в некоторые последовательности, согласовывая движения с дыханием.

Другое дело, что такие виньясы, которые мы сейчас знаем и делаем, скорее всего, действительно появились в начале XX века и, в частности, были изобретены на основе традиционных индийских знаний, личного опыта Кришнамачарьи и не только им, кстати. В других школах йоги, которые с Кришнамачарьей и его наследием никак не связаны, Сурья Намаскар тоже есть. И, кстати, Сурья Намаскар и виньясы не делают хуже или лучше, их новизна или древность – какая разница, по сути, если это хорошая, полезная и практическая техника.

Откуда, собственно говоря, я всё это знаю? Из литературного наследия самого Кришнамачарьи. Сейчас я хочу вернуться к самой практике. Забыла упомянуть несколько важных пунктов.

Кришнамачарья описывал различные пранаямы, которые можно было делать не только в асанах, но также и отдельно от практики различных поз. Описывал он крийи, описывал различные медитативные техники. Ну, и, естественно, освещал все другие элементы йоги начиная с ям и ниям. Здесь, как я уже говорила несколько раз, вполне себе традиционный полноценный всеобъемлющий подход.

Итак, книги. С письменным наследием Тирамулая Кришнамачарьи некоторые проблемы существовали в русскоязычном и, что интересно, в англоязычном пространстве тоже до недавнего времени. На русский язык была переведена только одна-единственная книга Кришнамачарьи «Йога-Рахасья», которая представляет собой поэму, которую он написал в очень юном возрасте. Если не ошибаюсь, когда ему было 16 лет. В ней в поэтической форме описываются духовные цели и практики йоги, а также говорится о том, как йога прекрасна и полезна, и благотворно влияет на всех людей, независимо от пола, возраста и происхождения.

Уже в более взрослом возрасте Кришнамачарья написал ещё две книги: «Йога Макаранда» и «Йогасанагала». Они были написаны на каннада и тамильском. Видимо, из-за этого некоторые проблемы изначально были с переводом на английский и русский языки, потому что не так много людей, которые эти языки знают хорошо, в отличие от самого Кришнамачарьи. Ещё меньше тех, кто зная эти языки, занимается активно хатха-йогой и хочет всё это переводить.

Поэтому до недавнего времени обе книги были для нас с вами недоступны. Но несколько лет назад онлайн-журнал «Дикий йогин», точнее, его создатели, Илья Журавлёв и Михаил Баранов, запустили совершенно замечательный проект «Кришнамачарья на русском языке». Собственно говоря, они инициировали перевод этих двух книг. Первая из них, «Йога Макаранда», достаточно большой двухтомник, была переведена с английского языка. Перевод на английский уже существовал вполне неплохой и я тоже имела счастье немножечко поучаствовать в этом проекте: перевела небольшой кусок. А «Йогасанугалу» переводили с каннады и перевод выполнила Гаури (Юлия Кравченко), замечательный переводчик, санскритолог, которая, кроме санскрита и хинди, прекрасно знает английский и каннада.

И теперь обе книжки можно совершенно замечательно и запросто скачать. Надо сказать, что оба учебника представляют не только историческую ценность. Это вполне внятные инструкции по практике, где асаны, виньясы разбиты на секции, группы, даны фотографии, варианты последовательностей, указания к выполнению тех или иных техник, рекомендации и советы по поводу их влияния на здоровье человека. То есть, по этим книгам действительно можно заниматься.

Тем, кто интересуется наследием Кришнамачарьи более подробно, я очень советую замечательный блог английского преподавателя йоги – Энтони Гринхола. Он сейчас проживает в Японии, где преподаёт йогу. Периодически ездит с семинарами, был в Москве. Совершенно замечательный, интеллигентный и скромный человек. И блог у него удивительно полезный. В своё время он начал изучать традиционную йогу именно в русле Кришнамачарьи у Шри Шриватсы – это один из немногих ещё живых и непосредственных учеников Кришнамачарьи. В дальнейшем он занимался и аштанга виньясой йогой, и йогой Айенгара. И в принципе основной объект его научного интереса – это изучение наследия Кришнамачарьи. Как в дальнейшем то, что он передавал, развивалось и видоизменялось. На его сайте можно найти очень много интересной информации на эту тему.

Чем ещё интересны эти два учебника – это фотографиями самого Кришнамачарьи, который в весьма солидном возрасте 80 лет вполне бодро выполняет довольно сложные асаны йоги. Что же было дальше и как наследие своего гуру интерпретировали и развивали его ученики, мы обсудим в следующих выпусках.

  • Предыдущий выпуск

  • Следующий выпуск

    Обложка выпуска номер 21 - Обзор книги «Yoga in Transformation»
    • Выпуск 21

    Обзор книги «Yoga in Transformation»

    Поговорим об очень хорошей книге, вышедшей в 2018 году. В ней полно интересного — статьи об истории и философии йоги, происхождении асан, практике йоги в различных религиозных школах Индии. Очень советую послушать, а затем, почитать книгу.